«Что важно знать и уметь гражданам?» Для ответа на этот вопрос и в связи с необходимостью получения сопоставимых на международном уровне данных об успеваемости учащихся Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала проведение исследования 15-летних учащихся по всему миру. Исследование проходит раз в три года и носит название «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA», или сокращенно PISA (Programme for International Student Assessment). Исследование PISA оценивает, насколько хорошо 15-летние учащиеся владеют ключевыми знаниями и навыками, необходимыми для полноценного участия в жизни современного общества. В каждом цикле исследования PISA детально проверяется одна из трех основных областей знаний, на которую отводится почти половина всего времени тестирования. Основной областью исследования в 2018 году, как и в 2009 году, была читательская грамотность. Естественнонаучная грамотность была основной областью исследования в 2006 и 2015 годах, а математическая грамотность – в 2003 и 2012 годах (и вновь станет ей в 2022 году). Результаты исследования PISA показывают возможности развития образовательных систем через демонстрацию способностей учащихся в наиболее эффективных и быстро совершенствующихся системах образования. Они позволяют лицам, принимающим решения в области образования во всем мире, оценивать способности учащихся в их странах и школах и сопоставлять полученные результаты с другими странами.

В отличие от основного исследования PISA, которое предназначено для получения результатов на национальном уровне, исследование «PISA для школ» предназначено для получения результатов на уровне школы в целях проведения сравнительного анализа и совершенствования работы школы. Исследование «PISA для школ» позволяет получить доступ к сопоставимым на международном уровне результатам учащихся, их отношению к учебе и к информации об учебной среде. Кроме этого, исследование «PISA для школ» дает некоторое представление о социальных и эмоциональных навыках учащихся, которые становятся все более важным аспектом образования и, как считается, являются ключевыми в формировании способности учащихся к адаптации и ориентации в быстро меняющемся мире, в котором мы живем. В условиях современной глобальной экономики, основанной на знаниях, как никогда важно сравнивать учащихся не только с применением местных требований или внутригосударственных стандартов, но и относительно результатов работы ведущих мировых школьных систем. Поскольку и исследование PISA, и исследование «PISA для школ» основаны на единой концепции, их результаты сопоставимы. Это позволит оценить, насколько ваши учащиеся подготовлены к участию в жизни глобального общества, и определить свои цели в сопоставлении с лучшими школьными системами. Исследование «PISA для школ» представляет возможность лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются слабоуспевающие учащиеся, что позволит вам внедрить конкретные адресные меры и практики, нацеленные на устранение всех имеющихся пробелов в их образовательных результатах.
Когнитивные навыки: что учащиеся вашей школы знают и умеют делать. В этом разделе представлены результаты учащихся по читательской, математической и естественнонаучной грамотности, а также показано, как результаты, полученные в вашей школе, соотносятся с уровнями грамотности в исследовании PISA. В этой главе также представлена информация о различии результатов у учащихся с самыми высокими и самыми низкими результатами, учащихся разных полов и учащихся с высоким или низким уровнем социально экономического статуса.
Мнение учащихся: изучение вовлеченности учащихся и того, как они чувствуют себя в школе. В этом разделе исследуется мотивация учащихся к обучению, их вера в собственные силы, а также их восприятие преподавания предметов, учебной среды и отношений со сверстниками в школе.
Анализ социальных и эмоциональных навыков учащихся. Этот раздел проливает свет на социальные и эмоциональные навыки ваших учащихся, которые измеряются с помощью высказываний о пяти подобластях, связанных с областями «Большой пятерки»: эмоциональная регуляция, взаимодействие с другими людьми, сотрудничество, выполнение задач и открытость новым идеям. И наконец, ОЭСР приглашает вас воспользоваться возможностью взаимного обучения, вступив в сообщество исследования «PISA для школ». Этот многоязычный онлайн-форум позволяет всем участникам исследования «PISA для школ» обмениваться передовым опытом, задавать вопросы, получать советы коллег, совместно создавать педагогические ресурсы и участвовать в вебинарах и дискуссиях по отдельным темам, модераторами которых выступают представители ОЭСР или представители стран.