Нормативно-правовая база в области образования детей с особыми образовательными потребностями

Международные конвенции, декларации, правила
• Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) Deklaracia-1948-rus
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) Konvencia-1989
• Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.) Deklaracia-1990
• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993) Pravila-1993
• Саламанская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.)) Salamanskaj-Deklaracia-rus
• Дакарские рамки действий. Образование для всех: (2000 г.)Dakarskie-ramki-rus
• Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.) Konvencia-2006-rus
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей Deklaracia-deti-1990-rus
• Документы Всемирного форума по образованию
Законодательство РК в области образования детей с особыми образовательными потребностями
Приказ Министра просвещения РК от 03.08.2022 г. № 348, с изменениями, внесенными приказом Министра просвещения РК от 23.09.2022 № 406 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – ГОСО) ( https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029836#z8
• Закон О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью
• Закон О правах ребенка в Республике Казахстан
• Закон О статусе педагога
• Закон РК Об образовании
• Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке ДОВ
• Кодекс РК О браке (супружестве) и семье
• Конституция РК
• Закон О статусе педагога
Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
Закон «О специальных социальных услугах»
Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
Закон «О специальных социальных услугах»
• Об утверждении Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года
«Концепцией развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023– 2029» годы;
Подзаконные акты по инклюзивному образованию в РК:
1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» ( в редакции приказа Министра образования и науки РК от 31.03.2022 № 121).
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года
№ 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей».
3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года
№ 6 «Об утверждении Правил психолого-­педагогического сопровождения в организациях образования».
4. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых». Приложение 7. Типовые правила деятельности специальных организаций среднего образования. Порядок деятельности ПМПК.
5. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года, № 70 «Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования».
6. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 г № 125 с изменениями от 14 июня 2018 г. «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования».
7. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39 «Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правила их выдачи».
8. Приказ МОН РК от 08.11.2012 г. № 500 (с изменениями, внесенными приказами Министра просвещения РК от 12.08.2022 г. № 365 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029136#z18, от 30.09.2022 г. № 412 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029916#z6);
9. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16.09.2022 г. №399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767; с изменениями, внесенными приказами Министра просвещения РК от 21.11.2022 г. № 467 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200030654);
10.Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.10.2021 г. № 726 Об утверждении национального проекта «Качественное образование», «Образованная нация» https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726;
11. Приказ МОН РК от 18.03.2008 г. № 125; с изменением, внесенным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 13.04.2023 г. № 96 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032306#z6);
12. Приказ МОН РК от 22.05.2020 г. № 216) «Об утверждении перечня учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме»
13. Приказ Министра просвещения РК от 31.08.2022 г. № 385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых» https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029329);
14. Приказ МОН РК от 22.01.2016 г. № 70, с изменениями, внесенными приказами МОН РК от 07.06.2022 № 265 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013272);
Материалы, увержденные Национальной академией образования им. И. Алтынсарина:
Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан
Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан часть 2
Система критериального оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования
Разработка требований к профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях инклюзивного образования
Разработка рекомендаций по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями по 8 категориям в условиях инклюзивного образования
Организация деятельности специальных классов в общеобразовательных школах
Разработка принципов инклюзивной педагогики и системы внедрения в практику организаций образования
Разработка и внедрение моделей включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс
Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе



Методические рекомендации по реализации обновленных учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Методические рекомендации – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2019.

Методические рекомендации по сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе обучения в общеобразовательной школе. Методические рекомендации – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2019.

Методические рекомендации ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Методические рекомендации – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2019.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПО 8 КАТЕГОРИЯМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации- Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2016.